Госпаблик Центра |
|
Сведения об образовательной организации |
|
|
► Понятие информационной безопасности |
Когда речь заходит об информационной безопасности, обычно мы начинаем думать о компьютерах, сетях, интернете и хакерах. Но для образовательной среды проблема стоит шире: в ограждении учащегося от информации, которая может негативно повлиять на его формирование и развитие, то есть о пропаганде различной направленности.
Понятие информационной безопасности
Под информационной безопасностью понимается защищенность информационной системы от случайного или преднамеренного вмешательства, наносящего ущерб владельцам или пользователям информации.
На практике важнейшими являются три аспекта информационной безопасности:
- доступность (возможность за разумное время получить требуемую информационную услугу);
- целостность (актуальность и непротиворечивость информации, ее защищенность от разрушения и несанкционированного изменения);
- конфиденциальность (защита от несанкционированного прочтения).
Нарушения доступности, целостности и конфиденциальности информации могут быть вызваны различными опасными воздействиями на информационные компьютерные системы.
Основные угрозы информационной безопасности
Современная информационная система представляет собой сложную систему, состоящую из большого числа компонентов различной степени автономности, которые связаны между собой и обмениваются данными. Практически каждый компонент может подвергнуться внешнему воздействию или выйти из строя. Компоненты автоматизированной информационной системы можно разбить на следующие группы:
- Аппаратные средства. Это компьютеры и их составные части, планшеты, смартфоны, телефоны и иных электронные устройства;
- Программное обеспечение. Это операционные системы и системные приложения, антивирусные и прикладные программы и игры, загрузочные модули и диагностические программы;
- Информационное обеспечение. Это данные, хранимые временно и постоянно, на дисках, флэшках, печатные, архивы, системные журналы;
- Персонал. Пользователи, системные администраторы и программисты.
Опасные воздействия на компьютерную информационную систему можно подразделить на случайные и преднамеренные. Анализ опыта проектирования, изготовления и эксплуатации информационных систем показывает, что информация подвергается различным случайным воздействиям на всех этапах цикла жизни системы.
Причинами случайных воздействий при эксплуатации могут быть:
- аварийные ситуации из-за стихийных бедствий и отключений электропитания;
- отказы и сбои аппаратуры;
- ошибки в программном обеспечении;
- ошибки в работе персонала;
- помехи в линиях связи из-за воздействий внешней среды.
Преднамеренные воздействия – это целенаправленные действия нарушителя. В качестве нарушителя могут выступать служащий, посетитель, конкурент, телефонный мошенник.
Действия нарушителя могут быть обусловлены разными мотивами:
- недовольством служащего своей карьерой или размером заработной платы;
- взяткой;
- любопытством;
- конкурентной борьбой;
- стремлением самоутвердиться любой ценой.
Наиболее распространенным и многообразным видом компьютерных нарушений является несанкционированный доступ. Несанкционированный доступ использует любую ошибку в системе защиты и возможен при нерациональном выборе средств защиты, их некорректной установке и настройке, незнание человека о работе банковской и правохранительной систем.
Классификация каналов несанкционированного доступа:
- хищение носителей информации;
- чтение информации с экрана или клавиатуры;
- чтение информации из распечатки;
- онлайн-мошенничество.
- перехват паролей;
- дешифровка зашифрованной информации;
- копирование информации с носителя.
- подключение специально разработанных устройств, обеспечивающих доступ к информации.
Особо следует остановиться на угрозах, которым могут подвергаться компьютерные сети. Основная особенность любой компьютерной сети состоит в том, что ее компоненты распределены в пространстве. Связь между узлами сети осуществляется физически с помощью сетевых линий и программно с помощью механизма сообщений. При этом управляющие сообщения и данные, пересылаемые между узлами сети, передаются в виде пакетов обмена. Компьютерные сети характерны тем, что против них предпринимают так называемые удаленные атаки. Нарушитель может находиться за тысячи километров от атакуемого объекта, при этом нападению может подвергаться не только конкретный компьютер, но и информация, передающаяся по сетевым каналам связи.
|
► Рекомендации по организации работы в информационном пространстве |
- Перед началом работы необходимо четко сформулировать цель и вопрос поиска информации.
- Желательно выработать оптимальный алгоритм поиска информации в сети Интернет, что значительно сократит время и силы, затраченные на поиск.
- Заранее установить временный лимит (2-3 часа) работы в информационном пространстве (просмотр телепередачи, чтение, Интернет).
- Во время работы необходимо делать перерыв на 5-10 минут для снятия физического напряжения и зрительной нагрузки.
- Необходимо знать 3-4 упражнения для снятия зрительного напряжения и физической усталости.
- Работать в хорошо проветренном помещении, при оптимальном освещении и в удобной позе.
- Не стоит легкомысленно обращаться со спам-письмами и заходить на небезопасные веб-сайты. Для интернет-преступников вы становитесь лёгкой добычей.
- При регистрации в социальных сетях, не указывайте свои персональные данные, например: адрес или день рождения.
- Не используйте в логине или пароле персональные данные.
- Все это позволяет интернет-преступникам получить данные доступа к аккаунтам электронной почты, а также инфицировать домашние ПК для включения их в бот-сеть или для похищения банковских данных родителей.
- Создайте собственный профиль на компьютере, чтобы обезопасить информацию, хранящуюся на нем.
- Не забывайте, что факты, о которых вы узнаете в Интернете, нужно очень хорошо проверить, если выбудете использовать их в своей домашней работе. Целесообразно сравнить три источника информации, прежде чем решить, каким источникам можно доверять.
- О достоверности информации, помещенной на сайте можно судить по самому сайту, узнав об авторах сайта.
- Размещая информацию о себе, своих близких и знакомых на страницах социальных сетей, спросите предварительно разрешение у тех, о ком будет эта информация.
- Не следует размещать на страницах веб-сайтов свои фотографии и фотографии своих близких и знакомых, за которые вам потом может быть стыдно.
- Соблюдайте правила этики при общении в Интернете: грубость провоцирует других на такое же поведение.
- Используя в своей работе материал, взятый из информационного источника (книга, периодическая печать, Интернет), следует указать этот источник информации или сделать на него ссылку, если материал был вами переработан.
|
► Документация |
|
"О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (Федеральный закон РФ от 29.12.2010 г., № 436-ФЗ, ред. 31.07.2020 г.)
|
|
Рекомендации по применению Федерального Закона № 436-ФЗ в отношении печатной продукции (Утверждены Министрством связи и массовых коммуникаций РФ от 22 января 2013 г., № АВ-П17-531)
|
|
"О персональных данных" (Федеральный закон РФ от 27.07.2006 г., № 152-ФЗ, ред. от 24.04.2020 г.)
|
|
"Об утверждении Концепции информационной безопасности детей" (Распоряжение Правительства РФ от 02.12.2015 г., № 2471-р)
|
|
"План мероприятий по реализации Концепции информационной безопасности детей на 2018-2020 годы" (Приказ Минкомсвязи России от 27.02.2018 № 88)
|
|
Организация доступа обучающихся к информации, распространяемой посредством сети Интернет (Письмо Минобрнауки России от 28.04.2014 № ДЛ-115/03)
|
|
Основы информационной безопасности для обучающихся общеобразовательных организаций (Методические рекомендации разработаны Советом Федерации, 17.04.2017 г.)
|
|
Размещение информации о безопасном Интернет на стендах и Интернет-сайтах (Методические рекомендации разработаны Советом Федерации, 17.04.2017 г.)
|
|
Создание и развитие сайтов педагогических работников в сети Интернет (Методические рекомендации разработаны Советом Федерации, 17.04.2017 г.)
|
|
Правила использования сети Интернет через ресурсы МАУ ДО ЦВР (Утверждено приказом директора № 29 от 11.04.2022 г.)
|
► Информация для учителей, родителей и учащихся |
|
Как обеспечить информационную безопасность ребенка (Сборник памяток для учителей и родителей учащихся)
|
|
Как обеспечить свою информационную безопасность (Сборник памяток для учащихся общеобразовательных учебных заведений)
|
|
Медиаграмотность. Часть 1. "Как жить в медиамире" (Автор: к.п.н. Денис Дубовер, ДГТУ, Областной центр медиаграмотности. Ростов-на-Дону, 2015 г.)
|
|
Методика организации "Недели безопасносного Интернета" (Методические рекомендации для руководящих и педагогических работников)
|
|
"Школа без насилиия" (Методическое пособие для руководящих и педагогических работников)
|
|
Лига безопасного интернета (Сборник презентаций к урокам безопасного Интернета для общеобразовательных учебных заведений)
|
|
Правила безопасного Интернета |
|
|