Аттестация педагогических работников организаций обязательно проводится
в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников
в целях установления квалификационных категорий.
Задачи аттестации:
- стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального, личностного и карьерного роста;
- определение необходимости дополнительного профессионального образования педагогических работников;
- повышение эффективности и качества педагогической деятельности;
- выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников, в том числе в целях организации (осуществления) методической помощи (поддержки) и наставнической деятельности в образовательной организации;
- учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава организаций;
- обеспечение дифференциации оплаты труда педагогических работников с учетом установленных квалификационных категорий, объема их преподавательской (педагогической) работы либо дополнительной работы.
Основные принципы
Основными принципами проведения аттестации являются коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации.
Порядок аттестации
Порядок аттестации педагогических работников регламентируется Приказом Министерства просвещения России № 196 от 24.03.2023 г. "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников". Он вступил в силу с 1 сентября 2023 года.
Порядок регулирует проведение аттестации в случаях, когда необходимо:
- подтвердить соответствие работника должности;
- присвоить первую и высшую категории;
- установить категорию "педагог-методист" и "педагог-наставник".
Аттестация на соответствие занимаемой должности
Проведение аттестации каждого педагогического работника осуществляется на основе представления работодателя, которое он вносит непосредственно в аттестационную комиссию организации. Комиссия формируется из числа членов коллектива. Руководитель в состав комиссии не входит.
В представлении работодателя содержатся следующие сведения о педагогическом работнике:
- фамилия, имя, отчество (при наличии);
- наименование должности на дату проведения аттестации;
- дата заключения по этой должности трудового договора;
- уровень образования и (или) квалификации по специальности или направлению подготовки;
- информация о получении дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности;
- результаты предыдущих аттестаций (в случае их проведения);
- мотивированная всесторонняя и объективная оценка результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором.
Группы лиц, которые не проходят аттестацию на соответствие:
- учителя, которые имеют первую или высшую категории;
- молодые специалисты, которые работают в ОО менее двух лет;
- беременные и находящиеся в отпуске по беременности и родам, в декрете;
- преподаватели, которые из-за болезни отсутствовали на рабочем месте дольше четырех месяцев.
Аттестация на соответствие проводится один раз в пять лет.
Аттестация на первую и высшую категории
Заявление можно подать по электронной почте либо отправить почтой РФ аналоговое письмо с уведомлением. Кроме того, подать заявление можно через портал "Госуслуги".
Если сотруднику уже присвоена первая категория, срок подачи заявления на высшую категорию не ограничен. В случае если комиссия откажет ему в присвоении высшей категории, работник сохраняет первую категорию. Подать новое заявление на повышение можно будет через год.
Перечень сведений, которые преподаватель должен указать в заявлении:
- уровень образования (квалификации);
- результаты профессиональной деятельности;
- имеющиеся квалификационные категории;
- должность, по которой будет проходить аттестация.
Первая и высшая категории, присвоенные с 1 сентября 2023, года являются бессрочными.
Аттестация на квалификационные категории "педагог-методист" и "педагог-наставник"
Цель аттестации на эти категории – выявить и использовать потенциальные возможности учителей в методической помощи и наставнической деятельности.
У процедуры есть ряд особенностей:
- аттестацию инициирует педагог;
- к процедуре допускаются только педагоги с высшей категорией;
- категорию устанавливают при условии, что педагог выполняет дополнительные функции, касающиеся методработы или наставничества;
- работодатель должен представить в комиссию ходатайство с описанием методической или наставнической деятельности педагога.
Основания для присвоения категории "педагог-методист" и "педагог наставник"
Педагог-методист:
- руководит методическим объединением, активно участвует в методической работе учреждения;
- руководит разработкой программно-методического сопровождения, в том числе для реализации инновационных образовательных программ и проектов;
- оказывает коллегам методическую поддержку при подготовке к профессиональным конкурсам и помогает им в профессиональном развитии;
- передает опыт по использованию авторских учебных и учебно-методических разработок.
Педагог-наставник:
- является наставником педработников образовательной организации, активно сопровождает их профессиональное развитие;
- содействует подготовке коллег, в том числе молодых специалистов, к участию в конкурсах профессионального (педагогического) мастерства;
- распространяет авторские подходы и методические разработки в области наставничества.