Асоциальное, (отклоняющееся) поведение - отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам.
Наиболее ярко отклоняющееся поведение прояляется в подростковом периоде, но его предпосылки могут появиться в младшем школьном возрасте.
Что же включает в себя асоциальное поведение? Какие различия существуют в проявлении асоциального поведения?
Безнадзорность детей:
Младший школьник подчиняется правилам и нормам поведения, которые предписывают ему авторитетные взрослые – родители или педагоги.
Если же ребёнку предоставить полную свободу действий, он чувствует бесконтрольность и усматривает в этом равнодушие взрослого, отсутствие любви и внимания к себе.
Особенно тяжело переживает ребёнок, когда родители в силу своей занятости надолго оставляют его без присмотра, не интересуются его поведением, успехами, желаниями.
Яркой формой безнадзорности являются побеги из дома, прогулы уроков, бесцельное время провождение вне дома.
Если у ребенка не было воспитано трудолюбие, если не привык делать в первую очередь то, что нужно, а не то что хочется, то любые трудности будут вызывать у него отрицательные эмоции, желание уклониться от их преодоления.
Этим и объясняется снижение успеваемости у подростков, которым в младших классах учеба давалась легко. Чтобы этого не случилось, важно у ребенка воспитывать трудолюбие, волю еще в раннем детстве.
Некоторые родители, учителя используют метод запугивания. Практика запугивания действует только по отношению к маленьким детям, позже она дает обратный эффект-утрата веры во взрослого.
Следует учитывать и такую особенность некоторых детей: если меня обидели или я чего-то не получил, то я сделаю себе еще больнее, накажу себя. Это саморазрушающее поведение. Оно наглядно видно на примере аутизма. При этом заболевании ребенок, как только чувствует себя обделенным или у него что-то не получается, начинает уничтожать себя физически (царапает себе глаза, кусает себя до крови).
Советы родителям:
- родителям следует обратить внимание на себя, как часто они говорят неправду в общении с людьми при детях и детям;
- создать в общении с детьми обстановку полного доверия. Поэтому родители должны обладать информацией о том, что происходит в жизни ребенка. Доверие нарушается, если сами родители обманывают детей, не сдерживают обещания, применяют в воспитании строгие наказания, придирчивы, несправедливы и подозрительны;
- даже если ребенок попался на явной лжи, это не должно стать концом доверия. Родитель должен сказать, что хотя обман и повлияет на доверительность их отношений, но единичная ложь все же простительна. Если ложь примет хронический характер, ребенок сам пострадает от последствий утраты доверия.
Принципы, которыми должны руководствоваться родители в случае детской лжи:
- избегать применения физических наказаний;
- отделять наказания за ложь от наказания за скрываемый ложью проступок;
- подчеркивать какое значение имеет ложь для других людей;
- наказание должно быть соразмерно проступку;
- устанавливать с детьми полные доверительные отношения, уметь понять ребенка.
Формированию асоциального поведения способствует не только семья, но общение с асоциальными сверстниками.